«Почему наш голос на записи не похож сам на себя?» — еще полвека назад таким вопросом могли задаваться только профессиональные работники радио- и телевещания. Сегодня высокие технологии стали настолько обыденными в повседневной жизни, что наличием диктофона в мобильном устройстве или микрофона, встроенного в персональный компьютер никого не удивить. Сегодня практически каждый современный человек слышал свой голос в записи. Согласитесь, он отличается от тембра, который мы ожидали услышать. Чем же обусловлена эта разница? Мы постараемся вам это объяснить!
Чтобы понять это различие, обратимся к строению слухового аппарата человека. Известно, что для того чтобы звук стал слышим, ему необходима вибрирующая среда. В космосе, в безвоздушной атмосфере вакуума, звуки не различимы. Ушной слуховой проход передает вибрирующие сигналы барабанной перепонке. Затем вибрации перемещаются к среднему и внутреннему уху, откуда направляются в «улитку» (спиральную трубу, заполненную жидкостью). Мозг получает сигнал и обрабатывает его таким образом, что мы способны различить звук. Природа придумала поистине совершенные и сложный механизм, но, как мы видим, в первую очередь, он связан с тем, что воздух является превосходным проводником для звука.
Заметим, что звук резонирует не только с органами слухового аппарата, но и с черепной коробкой и всеми внутренними органами человека. Когда мы ведем беседу, мы слышим свой голос, резонирующий как с костями черепа, так и с воздушной средой. Если закрыть ушные раковины ладонями и произнести любое слово — голос сразу же изменится: он станет более «матовым», низким. Слушая собственный голос на записи, мы воспринимаем его исключительно ушами, вне костного проводника.
Окружающие нас люди, слышат наш голос совершенно иначе, нежели мы. Звуковые сигналы поступают в наш мозг после резонансной «обработки» не только в гортани, но и в твердых тканях. Отсюда можно сделать несколько парадоксальный вывод: человек обладает сразу двумя голосами — внутренним и внешним. Как правило, они отличаются на несколько тонов. Мы ощущаем свой голос «всем телом», а в записи он лишен естественных резонаторов.